«Американец», ставший русской легендой.
(Из истории легендарной «Катюши»)
Приближается еще одно очень значимое событие этого года - грандиозный военный парад на Красной площади в Москве. Мы увидим усовершенствованные ракетные установки, перспективные самоходные гаубицы, боевые машины пехоты, бронетранспортеры и много другой современной техники.
Победа в Великой Отечественной войне завоевана нашим народом еще благодаря таланту конструкторов, которые в самом начале войны в рекордно короткие сроки создали новые модели техники и вооружений. Это оружие доказало свою эффективность на полях сражений, а многие образцы стали поистине легендарными. В памяти сразу же возникают некоторые образцы вооружения, без которых нашу армию невозможно представить. Это, в первую очередь, танк Т-34, самолет штурмовик ИЛ-2 и, конечно же, легендарная «Катюша».
14 июня 1941 года, в боях под городом Оршей в Витебской области прогремели первые залпы БМ-13- реактивной многозарядной системы залпового огня, прозванной «Катюшей». Создание «Катюш» было подлинной победой СССР. Мощь боевой машины помогала нашим дедам идти вперед. И «если б не она, родная, победы могло бы и не быть...». Но реактивная установка залпового огня никогда не передвигалась по фронтовым дорогам сама по себе. Ее устанавливали и на гусеничное шасси и на шасси трехосных грузовиков ЗИС-6. И все же в памяти народа «Катюша» неразрывно связана со своим основным носителем – трехосным автомобилем Студебекер US-6. Мало того, этот автомобиль и без ракетной установки стал тоже своеобразным символом Победы, поскольку был и тягачом для пушек, и машиной снабжения, и одним из основных транспортных средств пехоты. Грузовик этот был американским и поставлялся в нашу страну в рамках военной помощи. А еще у этой машины был необычный двигатель – он «переваривал» самый низкопробный бензин. Другими словами эта машина была способна жить и работать в прифронтовой полосе, где заправиться можно было лишь тем топливом, которое оказывалось под рукой. Поэтому на базе грузовиков US-6 в нашей стране было создано немало автомобилей спецназначения: топливозаправщиков, фургонов, передвижных радиостанций, полевых ремонтных мастерских и т.д. Но самым известным вариантом «Студебекера» стал носитель реактивных установок. А со второй половины 1942 года практически все ракетные установки «Катюша» (и БМ-13, и более мощные БМ-31) стали монтироваться на шасси грузовиков этого типа.
После окончания 2-й мировой войны СССР принял решение об отказе от оплаты и возврате американской автотехники. Процесс возврата носил настолько тотальный характер, что в настоящее время очень сложно найти данные автомашины даже в музеях. Например, в экспозиции музея "Сталинградская битва" в городе Волгограде в качестве носителя "катюш" представлена отечественная послевоенная автотехника.
Подробнее о военной технике ВОВ вы всегда можете узнать из книг и журналов нашей детской библиотеки.
Аминова Л.В.
библиотекарь старшего абонемента