25.05.20 - Центральная библиотечная система ГО ЗАТО г. Фокино

Муниципальное казенное учреждение Централизованная библиотечная система ГО ЗАТО г. Фокино
Приморский край, г. Фокино, ул. Постникова, д.19 тел: 8 (42339)-24-364 email: cbs_fokino@mail.ru
Муниципальное казенное учреждение Централизованная библиотечная система ГО ЗАТО г. Фокино
Муниципальное казенное учреждение Централизованная библиотечная система ГО ЗАТО г. Фокино
Приморский край, г. Фокино, ул. Постникова, д.19 тел: 8 (42339)-24-364 email: cbs_fokino@mail.ru
тел: 8 (42339)-24-364 email: cbs_fokino@mail.ru
Перейти к контенту

Юбилей книги - «Аврора» уходит в бой»

В 1955 году, 65 лет назад, известный дальневосточный писатель Георгий Георгиевич Халилецкий написал книгу «Аврора» уходит в бой».
Крейсер «Аврора», своим выстрелом возвестивший о штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года, стал символом революции. Но мало кто знает, что крейсер «Аврора» участвовал в Цусимском сражении. Цусимской странице в летописи корабля и посвящена данная книга.
Георгий Халилецкий в предисловии к своей книге напишет: «В основе повести «Аврора» уходит в бой» - подлинные исторические факты, почерпнутые из документов, хранящихся ныне в Центральном Государственном архиве Военно-Морского Флота в Ленинграде, а также из личных воспоминаний старых моряков «Авроры». Разумеется, автор оставлял за собой право домысливать некоторые детали и обстоятельства. Лишь несколько фамилий в повести изменены».
Познакомимся с цусимской страницей в истории крейсера «Авроры».
Первый корабль российского флота, получивший имя римской богини утренней зари Авроры, был парусным фрегатом. Прославился он во время Крымской войны, при обороне Камчатки в 1855 году.
Наследница первой «Авроры», новая «Аврора», относящаяся к типу трехвинтовых крейсеров первого ранга, была построена на верфи Нового Адмиралтейства в Петербурге в 1900 году. Пробное плавание состоялось в 1903 году, когда над палубой корабля взвился Андреевский флаг.
К началу описываемых в книге событий военная ситуация для России на Дальнем Востоке складывалась неблагополучно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.
На долю крейсера «Авроры» выпало участие в этом долгом переходе (практически полукругосветном!) с Балтики на Дальний Восток и участие в печально известном Цусимском сражении.
Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир. Командиром «Авроры» был назначен капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев. Он пользовался большим уважением у всей команды, в том числе и у матросов, что было не таким частым явлением в те времена.
В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.
Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.
«Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.
Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Командование кораблём принял один из старших офицеров Аркадий Небольсин.
Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.
Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться.
А еще через час она уже принимает участие в последней фазе боя. В результате этого сражения в корабль 10 раз попадали большие снаряды, а экипаж понес потерю в количестве 15 человек, 83 человека были ранены. В результате всего боя «Аврора» получила 37 пробоин.
В безрезультативных попытках уйти на север, корабли «Олег» и «Аврора» ушли в нейтральный порт Манила, расположенный в Филиппинах. Позднее к ним присоединился крейсер «Жемчуг». А 27 мая 1905 года корабли были интернированы до конца войны американскими властями. (Интернирование – принудительное задержание - прим. составителя). К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев в Маниле.
В заключении повести «Аврора» уходит в бой» есть такие строки: «В одной из кают, где теперь устроен музей Краснознаменного крейсера, люди подолгу стоят у снимков, запечатлевших корабль на Манильском рейде после боя 14 мая 1905 года. Зияют огромные пробоины, изуродованы палубные надстройки, но корабль все-таки живет!»…
Для справки. Из кораблей, участвовавших в Цусимском сражении, до наших дней сохранилось лишь два – русский крейсер «Аврора» и японский броненосец «Микаса».
 
Использованные источники:
1.   Халилецкий, Г. Г. «Аврора» уходит в бой» / Г.Г. Халилецкий. – Владивосток: Приморское книжное изд-во, 1955. – 236 с.
2.   Трофимов, А. / Настоящая история «Авроры»: десять фактов о легендарном крейсере [Электронный ресурс] / А. Трофимов // Режим доступа: https://histrf.ru/biblioteka/b/nastoiashchaia-istoriia-avrory-diesiat-faktov-o-lieghiendarnom-krieisierie
3.   «Аврора» в Цусимском сражении [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5c9b0441d82a082f179c18a5/avrora-v-cusimskom-srajenii-5c9b31fce37d0600b354b1b5
 
Подготовила М.Н. Сидоренко,
зав. отделом краеведения
Разработка и продвижение сайтов тел. 89244222337
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика
МКУ ЦБС ГО ЗАТО Г. Фокино 2020г
Система Orphus
Назад к содержимому