Портрет
современного читателя
В
марте 2019 года в городской библиотеке им. А.Д. Старцева был проведен анкетный
опрос посетителей.
Цель исследования – составление
«портрета современного читателя».
Задачи исследования:
-
определение мотивов посещения,
-
выявление круга интересов пользователей,
-
выяснение степени удовлетворенности читателей библиотекой.
Анкета
содержала 10 вопросов и заполнялась
читателями непосредственно во время посещения библиотеки. На вопросы анкеты
ответили 45 респондентов: мужчин – 17
чел., женщин – 28 чел. Возрастной диапазон участников анкетирования – от 14 до 83 лет.
На 1-й
вопрос анкеты «Как часто Вы посещаете
библиотеку?» большинство читателей (57,7%)
ответили, что посещают библиотеку 1 раз месяц, 26,6% - 1 раз в неделю, 11,1% -
1 раз в несколько месяцев и 4,6% - 1-2 раза в год.
При ответе на 2-й вопрос анкеты «Книги какого жанра Вы предпочитаете?» можно было выбрать несколько вариантов ответов. Безусловную пальму первенства получили
детективы. Их любит читать 23 человека. Второе место заняла классика – 19 чел.,
исторические романы и приключения -16 чел., фантастика - 12 чел.,
сентиментальный роман -11 чел., фэнтези - 10 чел. Научно-популярную литературу выбирают
14 человек, учебную – 9, мемуары – 7. И завершающее место в предпочтениях
занимает поэзия – 5 чел.
На вопрос «Всегда ли в
библиотеке Вы находите нужную литературу и информацию?» 77,8 % опрашиваемых ответили: «Да, практически всегда», а 22,2 % указали: «Не всегда». Очень порадовал третий вариант ответа: без
нужной книги и информации от нас не уходит ни один пользователь – 0%.
«Как
часто Вы читаете?» - так звучал следующий вопрос. Статистика оказалась следующей:
читают ежедневно 40%, в свободное время читают 42,2%, по настроению – 15,5% и читают редко
всего 2,3%.
Ответив на вопрос «Что Вас привлекает в библиотеке больше всего?», читатели поставили на первое место «возможность
брать книги и журналы на дом» – 41 чел., 20 пользователям нравится возможность
посещать мероприятия и выставки. Также следует отметить, что возможность
общения считают для себя важной 12 чел., а бесплатный интернет привлекает 5
чел.
Среди своих вариантов ответов были и
такие: «хорошие рекомендации библиотекарей, добрый климат в библиотеке»,
«общение», «отзывчивые библиотекари, которые найдут «особенную книгу для меня».
95,5% респондентов на вопрос «Как в
целом Вы оцениваете работу нашей библиотеки?» ответили «хорошо», 4,5% оценили
работу «удовлетворительно». Утверждение «неудовлетворительно» получило оценку –
0, что не может не радовать нас, работников библиотеки.
Далее мы предложили читателям внести
предложения по улучшению работы библиотеки.
Много поступило предложений,
касающихся качества книжного фонда: «больше новых книг», «больше покупайте
современной литературы», «интересных
новинок», «пополните фонд новыми изданиями», «побольше новинок по медицине и
личностному росту», «уберите зачитанные до дыр книги».
Некоторые
пользователи внесли предложения по улучшению технического оснащения - «организовать
компьютерный зал», «предоставить бесплатный Wi-Fi».
Четыре человека написали
в качестве пожелания «сделать асфальт» возле библиотеки, а некоторые даже
пожелали «добавить зарплату» и «каждого библиотекаря премировать».
Отвечая на вопрос «Нужна ли библиотека в ближайшем будущем?», читатели дали
оптимистический ответ – «Да».
На
основе полученных данных «Портрет современного читателя» нашей библиотеки
выглядит так:
-
это мужчина чуть старше 30 лет (32,5) и женщина около 40 лет (39,2);
-
посещает библиотеку 1 раз в месяц;
-
читает художественную литературу, а именно: детективы, классику, исторические и
сентиментальные романы;
- нашего читателя привлекает как книжный фонд
библиотеки, так и библиотечные мероприятия;
- читателю хотелось бы видеть больше
современной литературы;
- читатель желает новинок и более комфортных
условий.
Следует
подчеркнуть, что при выражении своей «библиотечной позиции» более активными
оказались женщины - 62,3 %, а доля мужчин составила 37,7 %.
Подводя
итоги, мы можем сделать вывод, что городская библиотека в настоящее время
востребована пользователями и остается доступным источником получения
информации и местом содержательного досуга и общения.
Зав. отделом обслуживания
Сазандрашвили В.Г.